Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia
22-24 октября, 2025, Санкт-Петербург
Промысловый флот России: промежуточные результаты инвестиционной кампании
16/07/2025

Команда Expo Solutions Group совместно с информационным партнёром "Корабел.ру" обновила данные о реализации программы инвестиционных квот в обзоре текущего состояния строительства рыбопромыслового флота в России. Материал подготовлен к спецэкспозиции FISH TECH GLOBAL, которая будет организована на VIII Международном рыбопромышленном форуме и выставке Seafood Expo Russia 2025.

Программа в цифрах: где мы сегодня?

Сегодня по первому этапу инвестиционных квот построено и передано заказчикам – 43 судна, из них 19 краболовов и 24 рыболовных. Реализуется еще 52 инвестиционных проекта по строительству 36 рыбопромысловых судов и 16 краболовов. До конца 2025 года планируется передать заказчикам ещё 13 единиц— 8 краболовов и 5 промысловых судов.

Также начато строительство в рамках второго этапа — дополнительно 46 судов. Программа продолжает оставаться драйвером технологического обновления отрасли.

Дальний Восток: курс на локализацию

Дальний Восток остаётся в передовице строительства нового флота. Именно здесь работают главные заказчики и располагаются обширные мощности верфей. Среди лидеров:

Находкинский судоремонтный завод:

·      В июне 2025 года заложен краболов "Виндис" для компании "Тихрыбком".

·      Также продолжается строительство краболовов "Уссурийск" и "Углегорск" для "Амуррыбпрома".

Восточная верфь:

·      Строятся краболовы по проектам 03140 и 03141 (проектант — "Викинг").

·      Другие заказчики: "Север", "Восход", "Дальневосточное побережье", "Амуррыбпром".

Хабаровский судостроительный завод:

·      Ведётся строительство двух краболовов для компании "Маг-Си Интернешнл".

Ливадийский ремонтно-судостроительный завод:

·      Строит два мотобота для компании "Доброфлот". 

Центральная Россия: наращивание темпов

Верфи Центральной Росси выходят на уверенные темпы:

Верфь братьев Нобель (Рыбинск):

·      В работе два краболова для "Аква-Инвест" (проект 03070), готовность корпусов превышает 70 %.

·      Также строятся два траулера проекта Т40В, заказчики — "Сокра" и "Островной".

Окская судоверфь:

·      Завершается третий краболов-процессор проекта 5712Р — "Капитан Сковпен" для компании "Русский краб".

Северо-Запад: драйвер технологического обновления

На долю верфей Северо-Запада уже приходится более половины всех строящихся судов:

Северная верфь (Санкт-Петербург):

·      В 2024 году спустили на воду траулер-процессор "Капитан Абакумов", передан заказчику головной ярусолов"Гандвик-1" проекта MT1112XL.

Адмиралтейские верфи:

·      Строятся 10 больших морозильных траулеров проекта ST-192 (бюро Skipsteknisk) для "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК).

·      В 2024 году Адмиралтейские верфи провели заводские ходовые испытания (ЗХИ) большого морозильного рыболовного траулера проекта СТ-192 "Капитан Мартынов" и подняли на нем флаг.

Выборгский судостроительный завод:

·      Реализуется серия из шести траулеров проектов КМТ01 и КМТ02.

·      Строит серию краболовов проекта 5712LS для компании "Русский краб".

Прибалтийский СЗ "Янтарь" (Калининград):

·      В работе — большой морозильный траулер "Виктор Гаврилов" (проект 5670WSD) для РК имени В.И. Ленина.

·      Ранее сданы "Василий Каплюк", "Командор" и "Ленинец"(проект SK-3101R).

СЗ "Отрадное":

·      В 2025 году сдан краболов "Механик Цуранов" (проект 03070).

·      Также завершено строительство краболова "Орион" (этот заказ был ранее передан с "Пеллы").

Импортозамещение и вызовы

Несмотря на санкционные и логистические вызовы, судостроительные предприятия России продолжают наращивать уровень локализации и адаптируют проектные решения:

·      Развиваются производственные цепочки с российскими машиностроителями, КБ и поставщиками комплектующих;

·      Приоритет — суда с высокой перерабатывающей мощностью и энергоэффективностью.

На что опирается флот будущего

Программа инвестквот — не просто обновление флота. Это масштабная национальная стратегия: она формирует заказ для верфей, рабочие места для инженеров и судостроителей, актуализирует запрос отрасли на квалифицированные кадры. Все эти вопросы находят своё решение на Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia, где регулярно встречаются заказчики, исполнители, регуляторы и поставщики оборудования, чтобы координировать усилия, сверять сроки и совместно решать возникающие вызовы. Именно здесь, на этой площадке, строится образ и логика российского промыслового флота будущего — технологичного, устойчивого и суверенного. 

Чтобы придать дополнительный импульс программе обновления флота и производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса, начиная с 2024 года на выставке организуется специализированная экспозиция, которая в этом году получила имя FISH TECH GLOBAL. Спецэкспозиция затронет как сектор промыслового судостроения и судоремонта, так и весь спектр оборудования, задействованного в рыбной промышленности от вылова до потребителя, включая переработку, упаковку, логистику, хранение и сбыт рыбной продукции.